Новости сайта

Елена Тихомирова «Какие практические задания могут быть в вашем курсе?»

 
Татарникова Людмила Анатольевна
Елена Тихомирова «Какие практические задания могут быть в вашем курсе?»
 

оригинал

03/14/2016 |  Елена Тихомирова

Самое главное преимущество электронного обучения – это возможность попрактиковаться в применении новых знаний внутри самого курса. Слушатель не теряет терпения, у него не заканчивается отведенное для тренинга время, не бывает слишком большой группы, в которой невозможно каждому уделить достаточное количество внимания. Да, у электронного обучения есть и минусы, например, в отличие от живого эксперта, здесь практически невозможно получить моментально ответы на возникшие вопросы (только если это не вебинар). Зато в курсах мы можем дать слушателям отличную возможность самостоятельно проверить себя, оценить насколько хорошо он усвоил материал. А потому практических заданий в курсах должно быть достаточно много, они должны быть разными. И должны не только давать информацию организаторам обучения о результатах деятельности слушателей, но и помогать самим слушателям в процессе обучения.

Сколько должно быть практических заданий? Этим вопросом разработчики курсов задаются достаточно часто, потому что важно, чтобы их было и не много и не мало. Хотя мы считаем, что много практики не бывает, чем больше будет в курсе практических заданий, тем больше у слушателя возможностей для активного вовлечения в изучение материала, а самое главное гораздо больше шансов на запоминание материала. Самое простое соотношение теории и практики в курсе – 50 на 50. Если тема достаточно практичная, то есть связана с какими-то важными действиями в рабочей деятельности сотрудника, то стоит сделать чуть меньше теории и чуть больше практики, например, в соотношении 30 на 70. Если же вопрос более информационный, то доминирующей в курсе может стать теория, например, в пропорции 60 на 40. А вот любые соотношения, начиная от 70 на 30 в пользу теории, для обучения могут быть опасны, потому как объем пассивно представленной информации намного больше, чем активная часть обучения и за короткое время практики слушатель просто не успеет проработать весь представленный теоретический материал.

Кстати, тут можно еще разделить практические задания и проверочные. Лучше всего когда в курсе есть и те и другие. Проверочные задания – это те, по результатам которых слушатель получает оценку. Это говорит о том, что выполняя их слушатель будет более внимательным и соответственно более напряженным. В практических же заданиях нам нужно создать слушателю более спокойную среду обучения без лишнего стресса – стресс мешает свободно думать, и тогда в процессе обучения есть возможность для закрепления знаний.

Какие практические задания могут быть в вашем курсе?

  1. Задания на восприятие материала. Цель этих заданий проверить, что слушатель материал понял и воспринял его. Эти задания в первую очередь нужны самим слушателям. Потому что взрослым людям очень важно осознавать, что они ничего не упустили и все поняли правильно. В таком задании нам нужно дать слушателю возможность мысленно обратиться к ранее изученному материалу и ответить на какой-то вопрос, ответ на который будет демонстрировать понимание или непонимание. Такие задания иногда могут быть расположены даже перед изучаемой темой, тогда они даже будут стимулировать восприятие.

  2. Задания на размышление. Эти задания встречаются в курсах довольно редко, а зря. Они нужны для того чтобы слушатель мог сам обдумать тему и поискать способы применения новых знаний в своей деятельности. До тех пор, пока такого осмысления не происходит, толку от обучения может быть очень мало. Эти задания могут быть представлены в форме открытых вопросов, могут быть без вариантов ответов, могут предлагать слушателю самостоятельно (например, в блокноте) записать какие-то мысли. Его необязательно автоматически проверять, важно чтобы в курсе были моменты,  когда мы предлагаем слушателю остановиться и осмыслить изученное.

  3. Задания на применение. Это основные и самые важные задания в курсе. По сути это практикум, который может быть совсем коротким или, наоборот, сложным и состоящим их серии действий. Основная цель такого задания – дать слушателю ситуацию аналогичную реальной, в которой ему потребуется применить новые знания. И здесь речь не идет о том, что это должен быть обязательно полностью визуализированный технически сложный интерактивный элемент. Такое задание может быть написано просто текстом с несколькими текстовыми вариантами ответа. Главное, чтобы оно описывало реальную ситуацию и предлагало выбор из нескольких действий, которые вполне могут произойти в жизни.

Создание хороших практических заданий для курса – это не вопрос технической реализации, это вопрос понимания как полученные знания будут применяться на практике. И здесь мы в очередной раз понимаем, как важно точно сформулировать и постоянно помнить цели обучения – именно на основе целей обучения можно создать  по-настоящему эффективное и значимое практическое задание.

О том, какие еще бывают практические задания и как сделать их эффективными, вы можете узнать на практическом семинаре 25 марта «Разработка практических заданий для электронных курсов». На семинаре кроме подходов к проектированию практических заданий вы увидите множество примеров и вариантов реализации практики в курсах.